Границы социального бытия: проблема онтологической неуверенности

Аннотация. В статье освещается проблема осмысления границ нормативности, поднимается вопрос о связи бытия социального и индивидуального. Анализируется переживание индивидуального бытия лицами с диагнозом шизофрения. Автор приходит к выводу, что шизофреническое существование отличается от обычного лишь способом коммуникации с внешним миром.

Ключевые слова: безумие, шизофрения, экзистенциальная психиатрия, Р.Д. Лэйнг.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов современности является вопрос о границах социального бытия. Это и обсуждения по поводу восприятия обществом альтернативной сексуальности, которое за последнее десятилетие претерпело колоссальные изменения, и другие вопросы нормативности. Так, например, в последние несколько лет в России набирает силу движение психоактивистов, которое пытается привлечь внимание к проблеме отношения общества к людям с диагнозами психических заболеваний.

Подобные вопросы всегда включают в себя понятие, ускользающее от понимания, однако интуитивно каждый полагает его присутствие – это понятие "граница". Раньше при изучении границы, отделяющей психическую норму от ненормальности, мы вынуждены были присоединиться к точке зрения медиков-клиницистов, либо занять противоположную позицию и проповедовать отсутствие в природе каких бы то ни было психических заболеваний. Антипсихиатрическое движение критикуется многими исследователями психических феноменов за его крайний радикализм в отношении к существовавшей тогда нозологии. И даже Р. Лэйнг, которого принято называть отцом антипсихиатрии, старался оградить себя от причисления к этому движению. 

Любая граница всегда определяется обществом исходя из конвенциальных понятий нормы и ненормальности, и можно сказать, что граница – понятие, относящееся к бытию социальному. Однако, это не совсем верно. Бытие социальное и бытие индивидуальное сопряжены друг с другом и друг друга определяют, они неразрывно связаны и изменение одного меняет другое.  

В отражении социального бытия мы можем увидеть, как стороны существования индивида, которые ранее были скрыты, начинают заявлять о себе. Постепенно становятся чем-то, что выносится на всеобщее обозрение через надлом, кризис. Люди начинают заявлять о своем существовании в качестве ненормативных субъектов и требуют от общества признания. То, что раньше было неприличным, неприемлемым и постыдным, начинает извлекаться на свет и претендовать на статус нормального, оно отвоевывает для себя место в ряду норм. Гомосексуализм, который еще в конце прошлого века считался девиацией, сегодня признан сексуальной нормой. Среди феноменов, активно требующих признания нормативности в последние годы, можно назвать шизофрению, аутизм и селф-харминг.  

Разговор о реабилитации шизофрении ведется с середины прошлого века, когда о безумии заговорили философы и социологи. Они обозначили безумие как социальную проблему, а психиатрию как социальный институт, который создан для отгораживания индивидов, не вписывающихся в рамки нормального здорового общества [2, 3, 7, 8]. Однако в то же время начинает развиваться и другая грань проблемы осмысления безумия. Это попытки ряда ученых понять сущность шизофрении посредством феноменологии [1, 4, 5]. 

Онтологическая неуверенность - термин, введенный британским психиатром Р. Лэйнгом для того, чтобы обозначить переживания собственного существования теми, кого принято называть шизофрениками [4, 5]. Он говорит, что эти личности постоянно ощущают тревогу, их границы с внешним миром нарушены, а, следовательно, способ коммуникации с Другим отличается. Процессы, происходящие в психике онтологически неуверенного, сконцентрированы вокруг защиты собственного «Я» от столкновения с реальностью. Такая личность отличается механизмами восприятия Другого и восприятия собственной телесности.  

«Тело ощущается скорее как объект среди других объектов в этом мире, а не как ядро собственного бытия индивидуума» [5, с. 64]  
Обращаясь к терминам философской антропологии, можно сказать, что такие личности не способны к эксцентричности.  

Термин "эксцентричность" принадлежит немецкому антропологу Х. Плеснеру. Он определяет ее как возможность человека выходить за границы своего тела, при этом не ощущая себя встроенным в окружающий мир. Человек, обладая эксцентричностью, способен занять фронтальную позицию относительно этого мира, а также относительно собственного существования. Обладая такой способностью, он может становиться на место Других, способен понять их существование, т.е. благодаря эксцентричности он способен к эмпатии [6]. 

Онтологически неуверенные личности переживают свою телесность иначе, их «Я» отделено от тела, а тело принадлежит окружающему миру. Такой человек не может занять позиции, которая позволяет быть эксцентричным. Его личность расколота и захвачена этим миром, она не принадлежит ему целиком. Его тело является лишь посредником, инструментом коммуникации, а «Я» испытывает тревогу и постоянно вынуждено защищаться. Любая коммуникация расценивается как посягательство на личность.  

Лэйнг говорит, что развоплощение собственного «Я», отделение его от тела переживают и обычные люди в ситуациях, когда психика включает защитные механизмы, чтобы обезопасить индивида от психотического срыва. Нормальный индивид, говорит Лэйнг [5, с. 61], переживает такие развоплощения во сне или во время стресса, тогда как шизофреник постоянно ощущает опасность, исходящую от реального мира и Других.  

Лэйнг приводит схему переживания шизофреником собственного существования: 
«Вместо ситуации [("я"/тело) другой] существует ситуация  
["я" (тело-другой)]» [там же, с. 80] 

Из этого следует, что в коммуникации, которая всегда происходит с помощью тела, шизофреник чувствует свое тело отделенным от себя и захватываемым Другим, что заставляет его находиться в постоянной тревожности. «Я» вынесено за границы тела, при этом телесность переживается особенно остро и каждый контакт с Другим приравнивается к посягательству на тело.   

Исходя из этих рассуждений, мы можем говорить о наличии у шизофреника дополнительного защитного механизма психики у шизофреников, который защищает «Я» от вторжения Других. Следовательно, отличие человека, которого мы считаем нормальным от шизофреника состоит в том, что шизофреник иначе переживает собственную индивидуальность и при вступлении в коммуникацию с Другими делает все, для того чтобы максимально ее сохранить.  
Граница между нормальностью и безумием определяется обществом лишь исходя из внешне наблюдаемых факторов -  человеческого поведения, отношения к Другим, реакции на Других. В случае, если они совпадают с привычными нам, принятыми в обществе ожиданиями, мы сочтем человека нормальным, иначе общество стигмирует индивида, помещая за границы социальной нормы. 

Уже сегодня 21-е столетие определяется исследователями как век социальных бифуркаций. Многие явления трансформируются, вместе с тем меняются и представления людей об этих явлениях. Ученые высказываются о необходимости в таких условиях поддержания и развития гуманистической парадигмы. Постепенно общество принимает ранее невозможные взгляды на социальные феномены и движется в сторону большей толерантности, конечно же, не без активного влияния сторонников тех или иных меньшинств. В последние три года в России активно набирает обороты движение психоактивистов. Благодаря их усилиям в прессе стало уделяться внимание проблемам людей с ментальными расстройствами, происходит массовое информирование людей о существовании индивидов с иным восприятием реальности.  Возможно, уже в ближайшее десятилетие мы сможем наблюдать положительные изменения в отношении общества к людям с иными способами бытия. 

Литература: 

  1. Бейтсон, Грегори. Экология разума : Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии / Г. Бейтсон ; Пер. с англ. Д. Я. Федотова, М. П. Папуша; Вступ. ст. А. М. Эткинда. — М. : Смысл, 2000. — 476 с. 
  2. Гофман Ирвинг, Стигма: Заметки об управлении  испорченной идентичностью. Часть 1. Стигма и социальная идентичность. Часть 2. Контроль над информацией и  социальная идентичность (главы 3-6). Перевод М.С. Добряковой. [Электронный ресурс]. URL: [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-reading.mobi/bookreader.php/145155/Gofman_-_Stigma._Zametki_ob_upravlenii_isporchennoii_identichnost%27yu.pdf (дата обращения: 12.04.2018) 
  3. Гоффман Э. Моральная карьера душевнобольного пациента (глава из книги «Приюты) / Пер. В.Г. Николаева // Социальные и гуманитарные науки. Серия 11. Социология. 2001, № 1. С. 105-148 
  4. Лэйнг Р.Д. “Я” и Другие / Р. Д. Лэйнг ; Пер. с англ. Е. Загородной. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2002. — 192 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 98). 
  5. Лэнг Р.Д. Расколотое «Я» / Р. Д. Лэйнг ;  Пер. с англ. – СПБ.: Белый кролик. 1995. – 352 с. 
  6. Плеснер X. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию / Х. Плеснер ; Пер. с нем. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. – 368 с. (Серия «Книга света») 
  7. Сас, Т. Фабрика безумия: [сравнительное исследование инквизиции и движения за душевное здоровье] / Томас Сас; пер. с англ. А. Ишкильдина. – Екатеринбург: Ультра. Культура, 2008. - 512 с. - (Philosophi). 
  8. Фуко Мишель, История безумия в классическую эпоху /Мишель Фуко. – Санкт-Петербург, 1997. 576 с. – (Книга света)

Скачать файл (pdf)

© Великанова Л.В., 2018

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом:

Великанова Л.В. Границы социального бытия: проблема «онтологической неуверенности» / Л.В. Великанова // Гуманизация современной философии и гуманитаризация общественных наук: материалы научной конференции. – Екатеринбург, 17–18 мая 2018 г. – Екатеринбург: Деловая книга, 2018. –  С. 83–87.




Связаться со мной вы можете:

по телефону +7 (922) 113-37-38 или оставить заявку в форме обратной связи, я обязательно свяжусь с вами в первую свободную минуту.

TOP
На нашем сайте мы используем cookie для сбора информации технического характера. В частности, для персонифицированной работы сайта мы обрабатываем IP-адрес региона вашего местоположения. Используя наш сайт вы тем самым принимаете нашу политику конфиденциальности.
Согласен