Фридриц Ницше является одной из наиболее спорных философских фигур. Его творчество нельзя отнести к академической философии, но также нельзя сказать, что философия Ницше однозначно является неклассической философией. Как и творчество многих философов идеи Ницше проистекают из самой его личности, человеческой сущности, из его переживаний, трагедий и каверз судьбы.
Есть мнение, что философская сущность Ницше сформировалась еще в детстве, когда он был вынужден пережить сначала смерть отца, а потом и младшего брата. С точки зрения теории психоанализа можно порассуждать здесь на тему потери фигуры Отца, сказать, что позднее нигилизм Ницше произошел из этого детского потрясения. Эту линию размышлений можно развивать достаточно долго, раскручивать биографию Ницше по ниточкам, вплетая их в канву своего метода. Нас же сейчас интересует другой момент, не психоаналитический, а скорее философско-клинический.
Зачастую Ницше провозглашают безумным философом, приводя различные факты его биографии. Так, одной из наиболее встречающихся иллюстраций является случай с Туринской лошадью. Это экзистенциальная ситуация, если выражаться в терминах Т. Ясперса, произошла с Ницше в 1889 году в Турине, когда он увидел, как извозчик извивает нежелающую подчиниться старую лошадь, подбежал к ней, обнял за шею и зарыдал. Вероятно, эту ситуацию можно считать важным, решающим моментом в биографии Ницше, потому как именно тогда произошел окончательный надлом и Ницше был помещен в психиатрическую лечебницу. Но был ли Ницше сумасшедшим, и можем ли мы сказать, что именно в этот момент времени он сошел с ума? Что вообще значит сойти с ума и может ли это произойти вдруг, внезапно?
Если мы вновь устремимся к началам, истокам его биографии, позабыв о том, что выше мы отказались от психоаналитического метода исследования биографии, мы обнаружим, что корни так называемого «сумасшедствия» Нишце являли себя на протяжении всей его жизни, начиная с детства. Всю свою жизнь Ницше искал свободы и именно поиском свободы воли пронизана вся его философия.
После смерти отца и брата Ницше остался единственным мужчиной в доме среди горстки женщин – его матери, сестры, бабушки и теток. Мальчик оказался одиноким и раздавленным грузом ответственности с одной стороны и женского давления с другой. Так он прожил до 14 лет, пока не был отправлен в мужскую гимназию «Пфорта». Казалось бы, вот она, долгожданная свобода от женского давления и опеки, но все не так однозначно, если посмотреть внимательнее. «Пфорта» была одной из строгих мужских гимназий, откуда воспитанники выпускались на волю лишь один раз в год. Выходит, что Нишце, не успев покинуть общество женского гнета, оказался в ситуации прямо противоположной, но в условиях все той же несвободы. Одна несвобода была заменена другой.
Позже Ницше мечтал о поступлении на химический факультет, но и это его проявления свободной воли было пресечено. В 1862 году Ницше поступил в Боннский университет для изучения теологии и филологии. Он надеялся развить свои научные интересы и увлечения античной философией, которой увлекся во времена обучения в «Пфорта». Тяга к изучению греческой философии являлась поиском описательного инструмента для самоанализа. «Рождение трагедии из духа музыки» стала работой, в которой легко угадываются переживания Ницше от разрыва с Вагнером и переживания событий, происходивших тогда в Германии. Обучение его в Боннском университете было весьма успешным с точки зрения карьеры, однако это не принесло Ницше удовольствия, поскольку он все еще был несвободным. К 24 годам он получил степень профессора, хотя сам еще не окончил университета. К тому времени Ницше уже страдал продолжительными и изнуряющими мигренями и конфликт с Вагнером был одним из ударов по здоровью Ницше. Личность и музыка Вагнера ассоциировалась у Ницше с ощущением присутствия греческой дионисийской свободы, которое он потерял с разрывом их дружбы. Ницше потерял единомышленника и грезы о свободе, неуловимая иллюзия ее переживания рассеялась.
К тридцати годам здоровье Ницше окончательно разладилось, он почти потерял зрение, не мог спать и был вынужден принимать опиаты. До 1882 года он переЖИВает период спокойного своего существования, в том плане, что болезнь, проявляющая себя телесно, укрепила и усмирила его душевные рвения.
1882 он знакомится с Лу Саломе, женщиной, которая потрясла его своим умом и красотой, но отвергла предложение о замужестве, оставив взамен осколки надежд в виде женской дружбы. Несколько лет Ницше проживает с Лу и Паулем Клее под одной крышей, имитируя творческий союз, где царит платоническая любовь и взаимное уважение. Он вновь попадает в ситуацию несвободы и давления, хотя можно сказать, что он, вероятно, бессознательно стремился попадать в такие ситуации – после отказа замужества Ницше мог уйти из компании Клее и Саломе, однако остался с ними, мучая и терзая себя. Из внутреннего конфликта его выводит сестра Элизабет, которая написала грубое письмо Лу, после чего трое друзей расстались навсегда. И вновь, Ницше вырвался из замкнутого круга и вроде бы должен почувствовать радость освобождения, но он не смог ощутить ее поскольку принять самостоятельное решение ему не дали – разомкнуло круг противоречий вмешательство чужой воли – воли сестры, которая олицетворяла собой клубок переживаний несвободы из детства, когда Ницше был окружен женщинами.
После разрыва с Саломе и Клее в творчестве Ницше возникает самый плодотворный период, в это время он пишет «По ту сторону добра и зла», «Заратустру» и другие свои «истинно ницшеанские» произведения.
>В 1889 году происходит событие, которое можно считать точкой невозврата в жизни и творчестве Ницше – случай с Туринской лошадью. После этого Ницше около года прожил в психиатрической клинике, а потом на попечении матери вплоть до ее смерти, 1897г.
Можно ли считать Ницше сумасшедшим, шизофреником? С точки зрения психиатрии – лишь отчасти. Потому как сами психиатры (К. Гильдебрандт, Г. Эманюэль, О. Бинсвангер, дядя Л. Бинсвангера), наблюдавшие Ницше, описывали проявления болезни, которые считались следствием апоплексического удара, инсульта, при котором нарушается мозговое кровообращение, и отрицают версию о сумасшествии, вызванном сифилисом.
Если взглянуть на это с точки зрения философии, то, конечно же, нет. Мы не может говорить о безумии Ницше, потому как безумием была вся его жизнь. Жизнь, пронизанная душевными метаниями, переживаниями конфликта свободы и несвободы, бурлениями хаоса внутри себя. Все это жизнь Ницше и его «болезнь», его философия. А разве можно назвать философию безумием?
по телефону +7 (922) 113-37-38 или оставить заявку в форме обратной связи, я обязательно свяжусь с вами в первую свободную минуту.