Один из самых частых запросов, с которым люди обращаются за помощью к психоаналитику, — депрессивное состояние. Нередко приходят и те, кто уже был у психиатра и получил диагноз тревожно депрессивное расстройство. Однако, в отличие от коллег-врачей нас интересует не то, как наладить работу нейромедиаторов, а внутренний мир человека и то, почему что-то сломалось.
В психоанализе для обозначения тяжелой затяжной депрессии мы, вслед за Фрейдом, используем слово "меланхолия".
Это состояние, при котором человек теряет интерес к внешнему миру, утрачивает интерес к работе, упрекает сам себя, словно не верит в свою ценность и смысл жизни.
Иногда это состояние доходит до крайностей — человек теряет возможность выполнять элементарные бытовые действия: ему сложно приготовить себе еду, почистить зубы, заправить кровать.
Сегодня это называется клинической депрессией, и считается, что без лечения антидепрессантами справиться с ней невозможно.
В моей практике встречались случаи тяжелой клинической депрессии, и несколько лет назад я даже вела группу поддержки для таких людей. Слово "тяжелый" здесь буквально — состояние глубокой отрешенности, беспомощности и бессмысленности словно придавливает человека неподъемным грузом.
Отец психоанализа Зигмунд Фрейд предлагал различать скорбь и меланхолию, указывая, что первое — это реакция на потерю чего-то или кого-то значимого (расставание, смерть и т.д.).
При скорби образ человека (или места, работы и т.д.) изымается из внешнего мира, оставляя пустоту и боль воспоминаний. Но со временем эти чувства перерабатываются и человек восстанавливается.
В случае меланхолии человек, страдающий от депрессивного состояния, часто не осознает, что именно он потерял. Пустота в его душе ничем не заполняется, так как его подавленность не связана с чем-то конкретным. Здесь отсутствуют воспоминания, которые могли бы помочь пережить утрату. В скорби теряется что-то внешнее, в меланхолии — что-то внутри себя.
Фрейд подчеркивал, что если при скорби человек ощущает пустоту во внешнем мире, то при меланхолии обедняется сама личность (Я человека), вызывая самообесценивание и самокритичные нападки.
Человеку становится неважным мнение других, но именно другой становится ключом к выходу из меланхолии.
Фрейд считал, что корни депрессии (меланхолии) кроются в первых отношениях с другим значимым человеком, который участвовал в формировании психики. Он говорил, что самоуничижительные нападки меланхолика направлены на себя из-за невозможности адресовать их кому-то значимому.
Именно через этот механизм и работает психоанализ. Психоаналитик становится на место важного Другого, который играет ключевую роль в формировании Я. Зная, как устроены эти ранние механизмы психики, психоаналитик помогает восстановить нарушенные отношения и психические механизмы, помогая человеку получить тот опыт переживания, которого ему недоставало для счастливой жизни.
Похожие статьи:
Записаться на прием к психологу нашего Центра можно здесь: кнопка записи.
по телефону +7 (922) 113-37-38 или оставить заявку в форме обратной связи, я обязательно свяжусь с вами в первую свободную минуту.