Писала заметку про работу с диагнозом ОКР в психоанализе и, переходя по ссылкам на прочие расстройства в МКБ-10, нашла такую вот вещь.
Бред, оказывается, может передаваться от одного субъекта к другому. Никогда про подобное не слышала, но это очень напоминает мне феномен, называемый в британских версиях психоанализа "проективной идентификацией".
Это изобретение кляйнианцев, которое позже прекрасно развивает Бион, говоря о до-вербальном контакте двух субъектов: матери и младенца.
Суть проективной идентификации в том, что один из субъектов размещает в другом свое собственное психическое содержимое с одной из двух целей:
1) чтобы оно могло там переработаться и затем вернуться к нему обратно;
2) чтобы избавиться от этого несимволизируемого содержимого и при этом запихать в другого, с целью навредить ему или разрушить его.
Проективная идентификация является прототипом всяческой коммуникации (потому что младенец еще не умеет говорить словами, но умеет орать, писать, испражняться и махать конечностями, а его мать умеет все эти выражения его неудовольствия интерпретировать и возвращать ему в словах), но в случае, когда вербальная функция все же не развивается, становится единственной возможностью коммуникации. Так происходит, например, в шизофрении.
Вот думается мне теперь, что возможно нижеописанное индуцированной бредовое расстройство можно рассматривать как проявление проективной идентификации. Тесный эмоциональный контакт есть, но одного лишь его недостаточно.
Похоже, что в данном случае второй субъект - тот, кому передают бредовое содержание, не перерабатывает его, превращая в вербальные элементы, и не передает обратно (как это делает мать или психоаналитик), а принимает и оставляет себе.
Нужно заметить, что проективная идентификация не является механизмом, присущим только лишь младенцам или шизофреникам. Ей может пользоваться любой субъект на протяжении всей жизни, в те моменты, когда его состояние переживает не лучшие дни. Так, например, близкие для нас люди могут заражать нас мгновенно вспыхивающей ненавистью или иным своим переживанием. И важно здесь то, что в отличие от матери или аналитика, мы чаще всего не можем с этим справиться, переработать, а возвращаем обратно в том же или еще худшем виде, что провоцирует развитие конфликта.
Поэтому еще, кстати, не работает вариант психологической помощи от подруги/мамы/соседки. Вывалить/слить свои переживания на другого можно, но решить проблему это не поможет потому, что необходим Другой. Тот, кто сможет это все переварить и отдать обратно в подходящем виде, делая возможным развитие психического аппарата.
* В превью к статье использована копия картины Миши Брусиловского, уральского художника, чье творчество горячо любимо автором заметки.
по телефону +7 (929) 111-37-38 или оставить заявку в форме обратной связи, я обязательно свяжусь с вами в первую свободную минуту.