Прошла уже пара недель, как семинар по философии безумия подошел к логическому завершению, и я хочу поблагодарить всех, кто присоединялся к нам на разных этапах, за участие и подвести некоторые итоги полугодового цикла встреч.
При том, что времени, кажется, прошло не так много, мы проделали огромную совместную работу (которую, конечно же, есть еще куда расширять).
Мы начали наши встречи с разговора о философии психиатрии Р. Лэйнга. Первые несколько встреч были посвящены разбору двух его главных работ - "Я и Другие" и "Расколотое Я". Мы попробовали подобраться к вопросу о шизофреническом теле, а также задали этический контекст семинара.
Продолжая говорить о шизофрении и о связи телесного и психического, мы обратились к тексту Виктора Тауска, посвященному разработке концепта «аппарат влияния», который Тауск вводит для описания механизации и расщепления между телом и психикой шизофреника.
Не удовлетворившись попытками понять то, как Тауск, чья работа была опубликована в 1919 году, обходится с идеями Фрейда, мы двинулись к двум текстам отца-основателя психоанализа и несколько встреч посвятили работам «О введении понятия нарцизм» и «Я и Оно». Здесь нас интересовали: понятие "нарцизм", различие между ранним и поздним понятием "Я" у Фрейда, а также инстанция "Сверх-Я"/"Идеал-Я", работа которой играет не последнюю роль в структуре психоза.
Обретя иллюзорное ощущение, что мы уже слегка поднаторели в психоаналитической теории, мы перешли к одной из самых интересных частей семинара – анализу шизофренического опыта. Здесь мы взяли один из текстов, написанных от лица безумцев и попробовали понять, что происходило в шизофреническом мире Рене – пациентки швейцарского аналитика Маргери Сешей, чья концепция очень уж напоминает теорию Мелани Кляйн.
Подкаст о «Дневнике шизофренички" можно послушать тут.
Отодвинув в сторону эмоции, вызванные рассказом Рене, мы поставили вопрос о роли д(Д)ругого и обратились к американской традиции, в которой огромное внимание уделялось проблемам семейных структур и отношений. Вопрос, который интересовал нас на протяжении этих нескольких встреч звучал так: «Можно ли свести другого с ума и какова роль семейных отношений в картине шизофрении», и ответы на него мы искали в работах Грегори Бейтсона и Гарольда Сирлса.
От них мы совершили переход к социальной картине безумия и несколько встреч посвятили социальным аспектам философии безумия. Здесь мы успели не так много, как в первой части семинара, но тем не менее совершили несколько важных шагов. Мы поразбирались в социологии клиники, опираясь на статьи И. Гоффмана, эпистемологии социальных структур безумия, посмотрев одним глазком на описание дисциплинарной власти у Мишеля Фуко, и закончили наши встречи обсуждением иллюстрации медикалисткого подхода в психиатрии в описании Томаса Саса.
В этой части семинара осталось еще несколько работ, которые было бы интересно рассмотреть для расширения горизонтов исследования, например, иные тексты Саса, или труд Клауса Дернера, акцентирующий внимание на социально-экономической стороне институализации безумия, но все эти тексты требуют больших временных затрат по причине своей объемности, а потому не вошли в сферу наших обсуждений.
Кроме участников, которые присоединялись к нам на разных этапах семинара и вносили свой полезный вклад в обсуждение, я также хочу поблагодарить за помощь в организации Институт психоанализа, который предоставлял нам помещение для встреч, и коллегу из Екатеринбурга Наталью Волоскову, которая любезно предоставила нам для чтения перевод текста Г. Сирлса.
Спасибо всем вам за продуктивную работу и до встречи на следующих мероприятиях!
Ниже я прилагаю список литературы для тех, кого заинтересовал пройденный нами маршрут.
Список литературы:
Дополнительная литература:
* О ведущем семинара: Лариса Великанова, практикующий психоаналитик, член Профессиональной психотерапевтической лиги, исследователь в области философии безумия и психоанализа шизофрении.
Записаться на консультацию психоаналитика можно по телефону: +7-922-113-37-38
по телефону +7 (922) 113-37-38 или оставить заявку в форме обратной связи, я обязательно свяжусь с вами в первую свободную минуту.